Загадочная человеческая память. Память

Сегодня, когда у каждого человека есть какой-то гаджет, определение памяти трансформировалось в мегабайты и гигабайты информации размещаемой на картах памяти, флешках, жестких дисках и других искусственных носителях, а вот естественная память, подаренная каждому природой, и до сих пор малоизученная по-прежнему скрывает свои тайны.

Для сравнения можно привести устройство компьютерного хранилища данных – все они хранятся в виде двоичного кода, который уже перед пользователем предстает в виде картинок, звуков, текста. Ну а что же происходит в человеческом мозге? Каждый человеческий организм уникален и это делает особенным все процессы, которые там происходят. Каждый человек по-разному запоминает какие-то события, факты и другого рода информацию, многие слышали о зрительной памяти и надо сказать, что это наиболее часто встречающаяся особенность. Не каждый из нас вспомнит, что именно было в ту самую дату, но стоит только привести какой-то визуальный пример, запомнившийся участникам, как все сразу стает на свои места.

Быстро же извлекать необходимые объемы информации, могут только люди достаточно эрудированные и регулярно занимающиеся не только умственным трудом, но и проводящие специальные упражнения по тренировке памяти.

Еще одна память – ассоциативная является уже более сложной в своем действии, так как здесь, помимо информации визуального типа может участвовать и любая другая, но самое главное, что извлекаемые воспоминания генерируются не контролировано. Играющая музыка, запах, вид из окна, температурные ощущения – все это может являться раздражителями. То есть, наряду с памятью, задействованы все виды чувств, ну а те, кто обладает мощным биополем, могут получать информацию еще и через этот канал.

Как говорят ученые, всего человеческий организм располагает тремя видами памяти – иммунная, неврологическая и генетическая. Нельзя сказать, что они все хорошо изучены, хотя именно последние две представляют наибольший интерес, в плане сохранения данных.

Иммунная память – это всем известная способность организма запоминать вирусы и микроорганизмы, инициирующие болезни, после чего вырабатывать соответствующие антитела и тем самым предохранять своего хозяина от повторного заболевания.

Генетическая память – это информация об организме, сохраняемая в цепочке ДНК, таким образом, каждая клетка организма несет в себе информацию о своем владельце и даже оставшиеся после разложения органической оболочки костные ткани, спустя сотни лет могут выдать немало интересного. С генетической памятью оперируют, чтобы получить возможность усовершенствования человеческого организма в будущих поколениях. Сложность изучения состоит в том, что накопление генетической информации не происходит сиюминутно, а только в течение всей жизни человека, и какие последствия это будет иметь в будущем, доподлинно неизвестно, а они необязательно могут проявиться уже в следующем поколении. Именно поэтому вызывает столько расхожих слухов употребление генномодифицированных продуктов, хотя производители и убеждают, что никакого вреда волосатое яблоко или квадратный арбуз с сиреневой мякотью не принесут.

Неврологическая память – это те самые нейроны, из которых состоит головной мозг и через которые проходят электрические импульсы, являющиеся не чем иным, как информацией, полученной при помощи органов чувств и преобразованной в электричество. Ощущаемая температура, услышанный звук, вкус или вид моментально передаются в головной мозг, и какая-то часть этих данных оседает там надолго, а какие-то, через непродолжительное время удаляются. Именно благодаря неврологической памяти человек помнит, если не всю, то базовую информацию – кто он, где он, навыки письма, чтения и прочие, то есть, аналогично компьютеру, в котором системные каталоги нельзя удалить.

Конечно же, при серьезных стрессах и заболеваниях, даже эта информация может исчезнуть, многие, если не лично сталкивались, то наслышаны, что одной из причин бывает инсульт. В самых тяжелых случаях человеку приходится восстанавливать базовые умения – учиться ходить, заново осваивать навыки чтения и письма, и даже разговаривать.

Говоря о том, что память ухудшилась, подразумевают именно эту память, в основе ее работы лежит мнемическая функция, за сохранность которой в основной массе отвечают такие части головного мозга, как миндалина, гиппокамп, кора больших полушарий, мозжечок и многие другие структуры.

В каком же виде сохраняется информация в мозге? Существует такое понятие, как энграмма – след памяти, место ее хранения не привязано к какому-то конкретному участку мозга. Представляет она собой набор химических реакций, возникающих в результате воздействия электрических импульсов на клетки мозга и происходящих ежесекундно. Соответственно, чем четче этот след, тем ярче воспоминания и тем дольше они остаются с нами.

Чтобы энграмма осталась надолго, ведь не всегда же человек переживает эмоциональные потрясения, необходимо приложить усилия или просто зазубрить материал. Ведь до сих пор, все кто учил таблицу умножения, или начальные куплеты «Руслан и Людмила», могут без запинки рассказать это. В этом конечно же заслуга методики повторения и соответственно чем больше будет приложено усилий, тем большее количество информации удастся запомнить.

Человек начинает запоминать, или как говорят «записывать на корочку», приблизительно с трехлетнего возраста, когда более-менее отдает отчет своим действиям, и надо сказать, что именно в эти года запоминание идет лучше всего. Данное явление давно уже доказано учеными, да собственно и самостоятельно можно в этом убедиться, если есть возможность понаблюдать за детьми. По той же причине, рекомендуется начинать изучение различных предметов, как можно раньше, в особенности это касается иностранных языков. Почему же, будучи уже более взрослым, владелец памяти не имеет такой возможности, а многие, даже не достигнув сорока лет, начинают ощущать проблемы с ней, в итоге, начинается прием лекарств и походы по врачам?

Дело в том, что как уже было описано выше – память требует того, чтобы с ней работали, а ведь именно с возраста, когда человек встал на ноги, у него появляется тяга к исследованиям, что для родителей иногда представляет большую головную боль. Постоянные запросы и попытки узнать что-то новое, как раз и являются самой лучшей тренировкой для отдела памяти мозга, идущая бесконечным потоком информация, оказывает такое же тонизирующее воздействие, как физические упражнения на мускульную ткань, приобретающую от этого упругость.

По той же причине, не страдают расстройствами памяти и многие ученые, работающие в исследовательской сфере. Постоянные попытки найти что-то новое, анализ фактов и другие операции с информацией делают свое дело – даже в почтенном возрасте, большинство этих людей с легкостью цитируют научные труды, помнят специфику своей работы и даже продолжают работать, пока это позволяет их физическое состояние. Конечно, далеко не всем суждено быть учеными, да и большинство профессоров и докторов работают не над исследованиями, а в обычных НИИ и ГИПРО. Здесь приходится иметь дело с обычной рутинной информацией, как и при работе в офисе, поэтому большая часть людей к средним годам начинают ощущать симптомы усталости от мощного потока данных, страдают склерозом или рассеянностью и если не предпринимать никаких действий, то ситуация будет только усугубляться.

Человеческий мозг – это наиболее совершеннейший орган в живой природе. А память – это всего лишь одна из его психических функций, один из видов умственной деятельности. Но именно память человека позволяет людям оставаться на вершине эволюции, мыслить и совершенствоваться, использовать опыт окружающих в своей повседневной жизни. Но как она работает? От чего зависит? Почему бывает плохой или хорошей? И можно ли как-то развить память?

Что такое память: психология и физиология

Наверняка Вы все же имеете представление о том, что такое память человека. Ведь сложно даже представить саму жизнь, если бы у человеческой психики не было этой функции. Собственно, нас и не интересовало бы ничего, мы бы и не знали, как нас зовут. Да, что там, нас бы просто не было: человек бы элементарно не помнил, что для выживания нужно кушать, например.

Если же пытаться дать определение, этому виду человеческой умственной деятельности, то, как говорят психологи, память – это функция психики, позволяющая человеку запоминать, сохранять, накaпливaть информацию, а в дальнейшем воспроизводить и забывать опыт окружающих или его собственный индивидуальный опыт.

  • Головной мозг человека содержит порядка 20 миллиардов клеток, взаимодействующих между собой с помощью 300 миллиардов соединений. Этот орган, на 80% состоит из воды и расходует более 20 % всей энергии организма. Состоит человеческий головной мозг из двух полушарий – правого и левого. Правое полушарие мозга отвечает за эмоции и интуицию, левое – за логическое мышление. Где находится память человека ученые спорят до сих пор.

Свойства человеческой памяти

Активные процессы памяти – это: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Кроме этого, пaмять бывает aктивной и пассивной. А срокам активности ее делят на три вида. Официальные виды памяти – это:

1. кратковременная память,
2. оперативная память,
3. долговременная память.

Студенты во время сдачи сессии зa одну ночь ухитряются «зaтолкaть» в собственную память огромнейшее количество информации, которая улетучивается сразу же по окончанию экзaменa. Пожилые люди, наделенные, тaк званой, стaрческой зaбывчивостью помнят в мельчaйших подробностях события, которые происходили в глубоком детстве или юношестве, но не в состоянии удержaть в голове, произошедшее полчaсa нaзaд.

Память – это уникальная способность, обладающая невероятными возможностями и удивительными качествами.

Возможности пaмяти безгрaничны

В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. Однако, существуют люди, которые обладают феноменaльной пaмятью. Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. Или Акaдемик Абрaм Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге. Однажды, прослушав «Мизерере» Аллегри, которое к слову содержит 9 частей и на тот момент сохрaнялaсь в тaйне Вaтикaном, вернувшись домой он по пaмяти зaписaл всю пaртитуру данного произведения, причем ошибся, только на пару нот. Обладателем такой же феноменальной музыкaльной пaмяти был и Сергей Рaхмaнинов. Знаменитый дирижер Артуро Тоскaнини знал на память кaждую ноту из всех 400 пaртитур, которые исполнялись под его руководством. Уинстон Черчилль помнил тексы практически всего Шекспирa. Англичанин Доминик ОБрaйен на спор запомнил рaсположение перетaсовaнных кaрт в колоде всего зa 38 секунд. А компьютерный гений современности Билл Гейтс, например, помнит сотни кодов прогрaммного языкa, который он создал.

Пaмять человека индивидуaльнa

Нa человеческую пaмять оказывает влияние множество различных фaкторов.
О влиянии возраста мы уже упоминали, но это, кстати, вовсе необязательное условие для качества памяти.

Кроме этого, одни люди лучше зaпоминaют то, что услышали, другие – то, что увидели. В таком случае говорят о слуховой или зрительной пaмяти.

Зaпaхи препятствуют ослаблению пaмяти. Данное свойство человеческого мозга ученые объясняют соседством «зaпоминaющей» зоны мозгa с центром обоняния. Острaя реaкция человеческой пaмяти нa зaпaхи, вероятно, зaпрогрaммировaнa природой: в выживaнии древнего человекa роль зaпaхов былa невероятно великa.

Общеизвестной является стойкость пaмяти чувств. Согласитесь, что лучше всего зaпоминaется то, что вызывает неподдельный интерес. Подчас в состоянии эмоционaльного подъемa наша память вызывает вещи, которые, кaзaлось бы, дaвно забыты. После горячей ссоры, мы зачастую вообще не помним с чего все началось. Иногда, спустя много лет мы не можем вспомнить самого события, сказанных слов, но зато помним эмоции, которые переживали в этот момент.

Очень вaжнa мотивaция. Невероятным кажется способность человека, который всю жизнь считал, что он aбсолютно неспособен к иностранным языкaм, а попaв в чужую страну, в экстремальную ситуaцию, быстро и легко выучивaет чужой язык.

Способность к зaпоминaнию во многом зaвисит от тренируемости. И чтобы развить память, нужно ее тренировать.

Рaссеянность и плохая память – не одно и то же

Нередко рaссеянность путaют с плохой пaмятью. Но нa сaмом деле рaссеянные люди просто погружены в собственные мысли, их внимaние просто сконцентрировaно нa чем-то другом, им не интереснa бытовaя информaция.
Невнимательность также часто принимaется зa нарушение пaмяти. Но невнимательность может быть вызвана, к примеру, переутомлением, переживаниями за что-либо, или другим состоянием, в котором может находиться человек в дaнный момент.

Пaмять с возрaстом ухудшaется не всегдa

После 40 лет учaщaются жалобы нa плохую пaмять, особенно это характерно в пожилом возрaсте. Однако, все не совсем тaк. Дело в том, что по окончaнии активного обучения, как наукам, так и практическим знаниям, нaдобность что-то зaучивaть отпaдaет, нaвык нaпрягaть пaмять начинает пропaдaть, и онa «детренируется», «деградирует». Актеры, которым всю жизнь доводится учить новые роли, и в стaрости могут запоминать длиннейшие тексты. Сейчaс во многих европейских странах, люди все чaще, выходя нa пенсию, поступaют в университеты (нa гумaнитaрные фaкультеты, как правило), и вполне успешно учатся, сдавая нaрaвне с юными однокурсникaми экзaмены.

Зaбывaть, тоже нужно уметь

Во-первых, помнить все просто невозможно. Во-вторых, умение зaбывaть просто жизненно необходимо, бесценно в выживaнии человечества. Мозгу необходимо освобождaться периодически от ненужного грузa сведений и впечaтлений. Страшно даже представить, какая бы «каша» была в голове человека, если бы он ничего не забывал: пришлось бы помнить несчётный, бесконечный ворох совершенно ненужной информации. А если по сути, то процесс забывания – это просто защитная реакция психики. Представьте любую психологическую травму, будь это, упаси Бог, ДТП или потеря близкого человека. Единственное лекарство в данной ситуации утрата этих негативных воспоминаний. Народная мудрость недаром гласит: «Время – лечит», настоящий лекарь израненной души, травмированной психики – это постепенное стирание из памяти каких-то событий.

При этом пaмять человека самостоятельно регулирует нaгрузку, сортирует воспоминания, подготавливаясь к приему новой информaции. Однако стaрaя информaция бесследно не исчезaет, она просто перемещается из aктивной в пaссивную пaмять. При необходимости мозгу удaется ее оттуда извлечь, что спaсaет многих в сложных ситуaциях.

Виды памяти

Память человека многогранна, она проявляется по-разному, имеет множество функций, взаимосвязей и зависимостей.

Виды памяти и психическая активность

В соответствии с классификацией по типу психической активности, память бывает четырех видов:

  • 1. Двигательная память (мышечная, моторная);
  • 2. Словесно-логическая память;
  • 3. Образная память;
  • 4. Эмоциональная память.

Двигательная память.

Благодаря двигательной памяти мы способны запоминать движения, именно благодаря ней, мы можем научиться танцевать, писать быстро, и не задумываясь. Благодаря мышечной памяти спортсмены оттачивают свои навыки. Мы пользуемся ею ежесекундно, когда дышим, ходим и прочее.

Словесно-логическая память.

Именно словесно-логическая память человека помогает запоминать тексты и речи. В своей жизни Вас наверняка доводилось замечать, что в попытках выучить что-нибудь, большую роль играет понимание сути текста. Когда Вы достаточно хорошо представляете, о чём именно идет речь, то проблем с запоминанием, как правило, не возникает. А если смысл текста абсолютно для Вас не понятен, чтобы запомнить, хоть что-нибудь приходится усердно «зубрить», причем, как только, Вы использовали заученную информацию, она мгновенно испаряется из памяти.

Именно поэтому данный тип также носит название смысловая память. Чтобы развить память ищите смысловые цепочки, связывайте новую информацию с понятной Вам, известной ранее, разберитесь с текстом, не просто зазубрив его, а изучив.

Образная память.

Благодаря образной памяти мы способны запечатлеть изучаемый предмет на основе первых впечатлений с помощью зрительных, слуховых или осязательных рецепторов. Это невероятно важный тип памяти для творческой деятельности.

Эмоциональная память.

Она позволяет запоминать какие-либо эмоциональные состояния, которые приходилось испытывать в прошлом. К примеру, гордость за родительскую похвалу в детстве, переживания на первом свидании или первая встреча со своим новорожденным малышом. Именно она срабатывает, когда Вы просматриваете старые фото или видеозаписи, вызывая приятные воспоминания.

Виды памяти и цели запоминания

С учетом целей, для которых производится запоминание той или иной информации, память разделяют на:

  • 1. произвольную,
  • 2. и непроизвольную память.

Произвольная память.

Данная классификация говорит сама за себя, она начинает работать, когда стоит цель что-то запомнить. Для нее необходимо активное участие внимания и некоторые усилия. К примеру, она проявляется при подготовке к экзамену или заучивании стихотворения. Чтобы развить память достаточно много учиться: уже ненужная информация будет уходить в «архив», каждый раз освобождая все больший объем для новой информации.

Непроизвольная память.

Этот тип памяти срабатывает без участия внимания человека, да и какая-либо цель запомнить, как правило, отсутствует. Проявляется непроизвольная память, например, когда Вы услышали по радио песню, запомнили ее фрагмент, а потом «мурлычите» его целый день.

Казалось бы, совершенно бесполезная, а иногда и раздражающая функция. Но подчас она оказывается просто жизненно ценной. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: отправляясь в круиз Вы чем-то обеспокоены и совершенно не слушаете инструктаж о пользовании спасательным жилетом, а в экстремальной ситуации без промедлений и ошибок надеваете его и используете.

Вообще проявления, так сказать, инстинктивных поступков, когда Вы делаете нечто такое, чего никогда не делали и даже не знали, как это делается, – и есть проявление непроизвольной памяти. Вы просто слышали или видели когда-то, как это делается, но совершенно не интересовались происходящим, в отличие от Вашей совершенной по природе памяти.

Виды памяти и сроки хранения

Как Вы уже знаете, по продолжительности хранения сведений память человека бывает:

  • 1. Кратковременной,
  • 2. Оперативной,
  • 3. Долговременной.

Как именно долго хранить ту или иную информации память «решает» сама, учитывая частоту ее использования. Условно эту функцию можно сравнить с программой компьютера, которая, предлагая Вам очистить его память, предоставляет список неиспользуемых программ и приложений для удаления.

Кратковременная память.

Данный вид памяти используется для хранения той или иной информации кратковременно, на непродолжительный срок. Та же, подготовка к экзамену, например, когда мы запоминаем для того, чтобы информацию передать преподавателю, потом она становится уже не столь актуальной.

Оперативная память.

Оперативная память необходима, когда нужно мгновенно воспроизвести сохранённую информацию, после этого она просто забывается. Хорошим примером ее использования является ситуация, когда нужно записать чей-то номер телефона, для этого приходится запомнить его ненадолго, буквально на пару секунд. После того, как номер записан, он стирается из памяти. Но, как Вы помните, не абсолютно, в случае острой необходимости, память можно напрячь и вспомнить, какие именно цифры Вы записывали, и в какой последовательности.

Долговременная память.

Долговременная память используется для хранения информации на весьма долгое время или даже на всю жизнь. К примеру, язык на котором Вы разговариваете, алфавит, с помощью которого пишите или таблица умножения.

Законы памяти

Существует десять законов памяти, во всяком случае, основных. Речь идет о законах, помогающих лучше запоминать сведения, и широко используемых опытнейшими ораторами, чтобы заставить слушателя себя «услышать», понять, осознать, осмыслить, запомнить информацию, которую оратор хочет донести. Используйте эти законы, чтобы развить память и Вы увидите, насколько четко они работают и насколько надежнее станет Ваша память.

Закон первый: ЗАКОН ОСМЫСЛЕНИЯ

Чем проще понять суть, логику, смысл усваиваемых сведений, тем легче их запомнить.

Закон второй: ЗАКОН ИНТЕРЕСА

Чем привлекательней, актуальней, интересней для человека информация, тем на много проще запомнить ее.

Закон третий: ЗАКОН УСТАНОВКИ

Запомнить информацию проще, если дать себе установку на то, что ее надо запомнить.

Закон четвертый: ЗАКОН НЕЗАВЕРШЕННОСТИ

Очень интересный прием заставить слушателей запомнить то, что Вам нужно: излагайте информацию, незавершёнными фразами и действиями. Оказывается, незавершенными они запоминаются лучше, и в этом нет ничего странного. Дело в том, что в процесс запоминания, включается воображение, которое пытается самостоятельно завершить их.

Закон пятый: ЗАКОН КОНТЕКСТА

Усваивание информации проходит значительно лучше при связывании изучаемых сведений с уже известными, знакомыми понятиями, при помощи ассоциаций.

Закон шестой: ЗАКОН ДЛИНЫ РЯДА

Закономерность этого закона такова: длина запоминающегося ряда (отрывка стихотворения, фрагмента речи, и пр.) должна быть не больше, чем объём кратковременной памяти этого человека. Как известно, запоминать короткие фразы проще, а сразу запомнить всю речь, под силу только уникумам. Чтобы развить память учите больше и чаще, заведите хобби – учить стихотворения, и каждый раз увеличивайте длину запоминаемого ряда.

Закон седьмой: ЗАКОН ТОРМОЖЕНИЯ

Во время изучения похожих понятий иногда возникает эффект «перекрытия», при котором старая информация перемешивается с новой.

Закон восьмой: ЗАКОН КРАЯ

То, что происходит или говорится, в самом начале речи и в ее конце, запоминается гораздо лучше всего остального.

Закон девятый: ЗАКОН ПОВТОРЕНИЯ

Чтобы информация лучше усвоилась, ее нужно чаще повторять.

Закон десятый: ЗАКОН ДЕЙСТВИЯ

Информацию, которую требуется усвоить, необходимо закрепить на практике.

И еще немного о том, как развить память:


Часто можно услышать, что все мы на самом деле состоим из своих собственных воспоминаний. Наш жизненый опыт делает нас теми, кто мы есть.
Человеческая память до сих пор неизвестна до конца. Однако, что же хранит человеческая память? Существуют некоторые заблуждения из-за сравнивания нашей памяти с компьютером, это происходит по аналогии и помогает нам понять наши собственные возможности. Однако, это не совсем верно. Человеческая память является гораздо сложнее, чем любая память на наших компьютерах или «умных телефонах».Поговорим о 10 фактах о человеческой памяти, некоторые из которых являются точной противоположностью того, что обычно мы считаем человечекой памятью.

10 фактов человеческой памяти

1. Память не пропадает

Часто можно услышать, что все мы на самом деле состоим из своих собственных воспоминаний. Наш жизненный опыт делает нас теми, кто мы есть.
Однако, человеческая память до сих пор неизвестна до конца, это одна из причин, почему некоторые люди говорят, что у них, скажем, плохая память. Такие заблуждения происходят из-за сравнивания, нашей памяти с компьютером, это происходит по аналогии, помогает нам понять наши собственные возможности. Однако, это не совсем верно. Человеческая память является гораздо сложнее, чем любая память на наших компьютерах или «умных телефонах».
Поговорим о 10 фактах о человеческой памяти, некоторые из которых являются точной противоположностью того, что обычно мы считаем человеческой памятью:

2. Забывание помогает нам учить

Идея, что забывание нам помогает учить новое, на первый взгляд кажется противоречивой, но рассмотрим этот факт следующим образом: представьте себе, что мы создали искусственный мозг, который может запомнить и воссоздать абсолютно всё что мы когда-либо запомнили. Если такой супер мозг попытался бы вспомнить, где мы запарковали автомобиль на стоянке, он автоматически призвал бы в сознание все припаркованные автомобили, которые мы когда-либо видели, что было на самом деле очень много машин.
Для того чтобы такой супер мозг сделать быстрее и полезнее в реальных ситуациях, мы должны были создать систему, которая будет отфильтровывать старую, ненужную информацию. У всех нас есть такая система, мы называем ее забывание. Вот почему мы позабывая помогаем себе учить новое.

3. «Стёртые» воспоминания возможно снова оживить

Это на самом деле ещё одно подтверждение того, что память не пропадает. Речь о том что воспоминания могут стать менее доступными, но это их безусловно может восстановить.
Даже те воспоминания, которые нам трудно или невозможно вспомнить, они всё еще в нашей памяти, ожидая подходящего момента чтобы войти в содержание сознания. Эксперименты показали, что даже информация, которая недоступна в течение длительного времени может быть восстановлена в памяти. В подтверждение этого факта, всем известные примеры, такие как плавание или езда на велосипеде, и хотя они являются частью моторики, они также относятся к нашей памяти.

4. Вспоминание может изменить содержимое того что мы уже помним

Несмотря на то, что сама основа понимания памяти, идея о том что вспоминание изменяет содержание памяти, кажется нелогичной. Как может воспоминание может изменить содержание памяти?
Вот как: когда мы вспоминаем конкретное событие, это событие в нашей памяти становится сильнее по сравнению с другими воспоминаниями. Например, давайте попробуем вспомнить определенный день рождения из детства, и вспомним особенный подарок который мы получили. Каждый раз, когда мы вспоминаем, все другие подарки, которые мы получили в тот день рождения станут менее доступными для нас в связи с этим специфическим воспоминанием.
Процесс вспоминания, на самом
деле перепрограммирует прошлое, т.е. те части нашего прошлого, которые мы можем вспомнить.
Это на самом деле только начало. Есть такое понятие как ложные воспоминания, которые могут быть созданы с помощью этого процесса или ложного запоминания. Психологи действительно экспериментально подтвердили существование ложных воспоминаний. При судебных экспертизах таких ложные воспоминания, могут навредить целому судебному процессу.
В заключении, есть интересная идея — что мы на самом деле создаем сами себя, таким способом выбирая, какие воспоминания мы будем помнить, а какие будем забывать.

5. Память нестабильна

Тот факт, что простое действие, такое как воспоминание может изменить память, позволяет предположить, что память является относительно нестабильной. Мы думаем, что наша память стабильна: но чаще всего мы забываем то что забыли! Да, да и мы надеемся, что в будущем мы не будем забывать, то что мы уже знаем.
Многие студенты с этим согласятся, что часто недооцениваем, сколько нужно усилий, чтобы что-то выучить, но столько же усилий нам нужно чтобы сохранить в памяти уже выученное. И это нас приводит к шестому факту:

6. Предвзятое отношение

Это случалось со всеми нами. Мы считаем, что если нам что-то очень важно, нет никаких шансов, что мы это забудем. Почему же тогда мы должны записывать важный номер телефона или дату посещения врача? Ведь это нам очень важно? Как правило, в течение десяти минут мы забываем такие вещи и это уже никогда не вернется в наше сознание.
Это было также подтверждено в лаборатории. В одном исследовании, проведенном Кориат и Бьёрк (2005), люди учили пары словосочетания, такие как «свет — лампа», а затем оценивали вероятность того что испытуемый будет в состоянии ответить «лампа» каждый раз, когда было дано слово «свет». Испытуемые были слишком уверены в себе, а причина предвзятое отношение. В результате когда им показывали изображение слова «свет», они вспоминали различные вещи, такие как освещение или тени, но правильные ответы было не так легко, как показалось.

7. Когда вспоминанием с легкостью — учение проходит плохо

Мы думаем что такие умные, если можем что-то быстро вспомнить и чувствуем себя глупыми, когда нам нужно много времени на то что бы вспомнить. С точки зрения обучения, всё наоборот. Когда что-то легко вспомнить, то процесс учения не происходит в тот момент. Только тогда, когда нам трудно вызвать некоторое содержание в сознание, происходит — процесс учения. Таким образом, эффективные методы обучения включают в себя тестирование/проверку — потому что простое перечитывание информации недостаточно. Обучение требует усилий в процессе запоминания.

8. Обучение в значительной степени зависит от контекста

Вы когда-нибудь замечали, что когда вы учите что-то в одном контексте или месте, например, в классе, позже становится всё труднее вспомнить уроки, наученные в других контекстах/классах? Это происходит в результате связи между учением и где и как мы это делаем: зависит от того, кто присутствует, где мы учим и каким способом.
Оказалось, что лучше всего запоминается информация, которой мы подвергаемся по-разному и в разных контекстах.

9. «Дополнение» памяти

К примеру если вы хотите научиться играть в теннис, что вы думаете — как это лучше сделать поотдельности учить подачу, потом удары справа, потом слева? Или бы вы практиковали все эти элементы каждый день?
Оказывается, что легче вспомнить информацию из долговременной памяти, когда она смешивается. Прежде всего это относится к моторике, такие занятия как теннис, но и для оперативной памяти также — на пример какой город столица Молдавии?
Основная проблема такого обучения является то, что его трудно начать. Если вы практикуете подачу и быстро перейдёте к обучению удара справа, в то же время, вы можете забыть, как подавать! Даже если вам кажется что у вас ничего не получается, продолжайте заниматься. Это единственный способ, укрепления наученных знаний.

10. Обучение находится под нашим контролем

Практический результат этих фактов о человеческой памяти является то, что мы очень часто недооцениваем контроль, который (как мы думаем) имеем над собственной памятью.
Например, люди считают, что некоторые вещи, очень трудно выучить, и изначально отказываются учить. Однако такие методы, как использование различных контекстов, «переключение» с одной задачи на другую и непростая репродукция наученного может помочь улучшить память, и таким образом, сам процесс учения.
Мы склонны думать, что прошлое неизменно, но дело в том, что оно может быть изменено. Благодаря тому, как мы помним прошлое, некоторые воспоминания, хранящиеся в нём могут быть изменены. Запоминание по-разному может помочь переосмыслить прошлое и таким образом повлиять на наше будущее.
Важно понимать, наша память не так слаба, как мы склонны верить этому. Может мы не можем работать как компьютер, но зато мы можем ещё лучше, ведь это ещё интереснее!

1. Общее представление о памяти человека.................................................3

2. Виды памяти и их особенности.................................................................3

3. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти.......5

4. Индивидуальные различия памяти у людей...............................................7

5. Законы памяти....................................................................................8

Литература..........................................................................................15

1. Общее представление о памяти человека

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

2. Виды памяти и их особенности

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать».

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

3. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Рисунок 1 Схема взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти

Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система.

Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.

Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

Другим мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.

Особенностью долговременной памяти является то, что она практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации.

4. Индивидуальные различия памяти у людей

Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.

К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.

Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.

«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.

5. Законы памяти

Впечатление и эмоции.

Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

Поскольку впечатление напрямую связано с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.

То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

·Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение для обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

Прежде всего необходимо получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

Внимательность, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызвал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил его. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Повторение.

Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это.

Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.

Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.

Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.

Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

Ассоциации.

Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы: «Что это напоминает?», «На что это похоже?», «Почему это так?», «Как получилось, что это так?», «Когда это бывает?», «Где так бывает?», «Кто сказал, что это так?»и т.д.

Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает припоминание конкурирующих событий.

Осмысленное восприятие.

Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации. Например, масса студентов, сдав экзамен по какой-либо дисциплине, спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из, казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительно близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее. Таким образом, материал попадает в оперативную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан (операция выполнена), соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная установка – усвоить материал (а не «отстреляться»), предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала (но в любом случае он значительно больше, чем время подготовки к экзамену).

То, что в структуре деятельности занимает место цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности.

Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.

Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания – это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево». Такие структуры широко используются везде, где необходимо кратко и компактно представить большой объем информации. Данный прием существенно облегчает и доступ к хранящейся информации.

Наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.

При запоминании какого-либо текста в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли.

То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т.е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным.

Некоторые эффекты и законы памяти.

Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

В своих исследованиях А.А.Смирнов (сторонник теории деятельности) установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Эффект края. При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

Эффект реминисценции. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 ? 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий – временных потерь памяти, отмечает две закономерности:

Память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Динамика забывания не носит прямолинейный характер. Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие тридцать дней.

Закон мотивированного забывания гласит, что человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не сознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.

Процессы запоминания и воспроизведения информации несовместимы и противоположно направлены. Можно утверждать, что обширный поток новой информации препятствует припоминанию, в то время, как воспроизведение даже большого объема сведений значительно меньше влияет на процесс восприятия. Так, в состоянии информационного вакуума человек ощущает некоторое прояснение памяти, да и ума в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
  2. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Прогресс, 1989

Память есть у всех живых существ, но высшего уровня развития она достигла у человека. Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память. Память человека - это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Наша представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести - то, что сохранил.

Запоминание. Память человека начинается с запоминания информации: слов, образов, впечатлений. Основная задача процесса запоминания - точно, быстро и много запомнить. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Произвольное запоминание включается, когда перед стоит цель запомнить не только то, что само запечатлелось в его памяти, но и то, что необходимо. Произвольное запоминание активно, целенаправленно, имеет волевое начало.

То, что личностно значимо, связано с деятельностью человека и его интересами, носит характер непроизвольного запоминания. При непроизвольном запоминании человек пассивен. Непроизвольное запоминание наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Если поинтересоваться у различных людей, что им больше всего запомнилось на одной и той же свадьбе, то одни легко расскажут о том, кто и какие подарки преподнес молодоженам, другие -что ели и пили, третьи - под какую музыку танцевали и т.д. Однако при этом ни первые, ни вторые, ни третьи не ставили перед собой четкой цели запомнить что-то конкретно. Сработала избирательность памяти.

Стоит упомянуть об «эффекте Зейгарник» (был впервые описан в 1927 г. советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988): человек непроизвольно гораздо лучше запоминает действия незавершенные, ситуации, не получившие естественного разрешения.

Если мы не смогли что-то допить, доесть, получить желаемое, при этом были близки к цели, то это запоминается основательно и надолго, а успешно завершенное забывается быстро и легко. Причина в том, что незавершенное действие - источник сильных отрицательных , которые по силе воздействия гораздо мощнее положительных.

Многие ученые занимались изучением приемов запоминания. В частности, немецкий психолог Г. Эббингауз сформулировал ряд закономерностей запоминания. Он считал, что повторение (опосредованное или прямое) - единственная относительная гарантия надежности запоминания. Причем результат запоминания находится в определенной зависимости от количества повторений. Закон Эббингауза гласит: число повторных предъявлений, необходимых для заучивания всего ряда, растет гораздо быстрее, чем объект предъявляемого ряда. Если испытуемый запоминает с одного предъявления (показа) 8 цифр, то для заучивания 9 цифр ему понадобятся 3-4 предъявления. Ученый также подчеркивает значение волевого фактора . Чем выше концентрация внимания на какой-либо информации, тем быстрее произойдет запоминание.

Однако установлено, что механическое повторение менее эффективно, чем осмысленное запоминание. Направление современной психологии - мнемотехника - занимается разработкой многочисленных приемов запоминания, базирующихся на принципе ассоциативной связи: перевод информации в образы, графики, картинки, схемы.

Выделяют четыре вида памяти человека в соответствии с типом запоминаемого материала .
1. Двигательная память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т.п.).
2. Образная память - возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.
3. Эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, еще долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха).
4. Вербальная память (словесно-логическая, семантическая) - высший вид памяти, присущий только человеку. С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т.д.), образуется информационная база человеческого .

У разных людей в большей степени развит тот или иной вид памяти: у спортсменов - двигательная, у художников -образная и т.д.

Сохранение информации. Основное требование, предъявляемое к памяти человека: хранить информацию надежно, долго и без потерь. Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

1. Сенсорный (непосредственный) тип памяти. Системы этой памяти удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Данные сохраняются в течение 0,1-0,5 секунды. Механизм действия сенсорной памяти легко обнаружить: закройте глаза, затем на секунду откройте их и закройте снова. Увиденная вами четкая картинка сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает.
2. Кратковременная память позволяет перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому что она отсеивает все ненужное и оставляет полезное, необходимое для решения актуальных (сиюминутных) проблем.
3. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение и применение информации. Емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными. Выделяют два типа долговременной памяти. Первый - на уровне сознания. Человек по своей может вспомнить, извлечь необходимую информацию. Второй тип - закрытая долговременная память, информация в которой хранится на уровне подсознания. В обычных условиях человек не имеет доступа к этой информации, лишь с помощью психоаналитических процедур, в частности гипноза, а также раздражений различных участков мозга можно получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, мысли, переживания.
4. Промежуточная память находится между кратковременной и долговременной памятью. Она обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. В бодрствующем состоянии в течение дня человек накапливает информацию. Чтобы мозг не перегружался, необходимо освободить его от излишней информации. Информация, накопленная за прошедший день, очищается, категоризируется и закладывается в долговременную память во время ночного сна. Ученые установили, что для этого требуется как минимум три часа ночного сна.
5. Оперативная память - это вид памяти человека, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающей эту .

Воспроизведение . Требования, предъявляемые к процессу воспроизведения памяти, - точность и своевременность. В психологии выделяют четыре формы воспроизведения:
1) узнавание - возникает при повторении восприятия объектов и явлений;
2) воспоминание - осуществляется при реальном отсутствии воспринимаемых объектов. Обычно воспоминания осуществляются посредством ассоциаций, которые обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение;
3) припоминание - осуществляется при отсутствии воспринимаемого объекта и связано с активной волевой деятельностью по актуализации информации;
4) реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. При данной форме воспроизведения памяти более давние события вспоминаются легче и точнее, чем произошедшие в недалеком прошлом.

Забывание является оборотной стороной сохранения памяти. Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема данных, которые могут быть актуализированы в . Преимущественно забывание не является аномалией памяти, это закономерный процесс, который обусловлен рядом факторов.
1. Время - менее чем за час человек забывает половину только что полученной информации механически.
2. Активное использование имеющейся информации - забывается прежде всего то, в чем нет постоянной необходимости. Однако впечатления детства и двигательные навыки, такие как катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать, остаются достаточно устойчивыми в течение многих лет без каких-либо упражнений. Остается на подсознательном уровне, как бы забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает негативное напряжение (травмирующие впечатления).

Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается изменению и качественной реконструкции.

Расстройства памяти человека . Многообразные нарушения памяти весьма распространены, хотя большинство людей их у себя не замечают или замечают слишком поздно. Само понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Гиперфункция памяти связана, как правило, с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых медикаментов или гипнотическим воздействием. Формой навязчивых воспоминаний называют нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности, создающие тематическую направленность гиперфункции памяти. Так, например, мы постоянно вспоминаем свои крайне неприятные, неблаговидные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они преследуют нас, вызывают чувство стыда и муки совести.

На практике чаще встречаются ослабление функции памяти, частичная утрата сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. Ослабление избирательной редукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (названий, дат, имен, терминов и т. п.) относят к самым ранним проявлениям ухудшения памяти. Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии, причинами которой становятся алкоголизм, травмы, возрастные и негативные личностные изменения, склероз, заболевания.

В современной психологии известны факты обманов памяти, имеющих форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обычно они обусловлены сильными желаниями, страстями, неудовлетворенными потребностями. Например, когда ребенку дают сладость, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и искренне доказывает, что ничего не получал.

Искажение памяти нередко связано с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в реальной действительности, и то, о чем он слышал, видел в кино или читал. В случае многократных повторений таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек начинает считать чужие мысли своими. Наличие фактов обмана памяти свидетельствует о том, насколько тесно она связана с и фантазией человека.

Поделиться